Н.С. Вербук
Я родилась в послевоенном году в семье военнослужащего, инвалида Великой Отечественной войны. Мама незадолго до этого вернулась из Германии, куда была угнана на принудительные работы в начале войны. Моя семья, не имея жилья, снимала комнату в частном доме в поселке Журавлевка. Место, где стоял этот дом, было удивительным. Река Харьков в этом месте делала изгиб. Над этим изгибом образовался крутой слоистый берег, на котором и стоял дом бабы Клавы. С этого высокого берега можно было наблюдать движение не только реки, но и Солнца, Луны, да, пожалуй, и других интересных вещей, так занимавших мою любознательность. Здесь, по моему мнению, и начались первые жизненные опыты, «мои университеты». Понимание жизни земли, природы прививал отец, родившийся и выросший в глухом селе Нехворощь Житомирской области. Пониманию социума, межличностных отношений обучала мама.
Честертон «Вечный человек»: «Я всегда чувствовал, что все на свете Чудо, ибо все чудесно. Я всегда чувствовал, что в мире есть волшебство, а значит, есть волшебник. Усиливалось ощущение, всегда присутствовавшее подсознательно: у Мира есть цель, а раз есть цель, есть и личность. Мир всегда казался мне сказкой, а где сказка, там рассказчик».
В 1956 году пошла в первый класс средней общеобразовательной школы с преподаванием на украинском языке. В это же время семья переезжает в дом маминой тетки, муж которой - осколок сохранившейся старой интеллигенции - «мой дедушка», на протяжении жизни собравший великолепную библиотеку. В ней сохранились не только прекрасные журналы «Нива», но и художественная литература опальных философов и писателей: Шопенгауэр, Ницше, Л. Андреев, Арцибашев. Иллюстрации - гравюры, сделанные мастерски в журналах «Нива» меня восхищали, я пробовала перерисовать их, и получилось. Копировала в основном красавиц, которые в журналах были изображены в изобилии. Сейчас вспоминая об этом, делаю вывод, что Стезя моя была уже предрешена воспевать женщину и женское начало.
Каждый человек, вступая в пору юности, знает какова его стезя. В эти годы все ясно, все возможно, все под силу, и люди не боятся мечтать о том, что бы они хотели сделать в жизни. Но потом проходит время, и какие-то таинственные силы, вмешиваясь, стараются доказать, что следовать своей стезе невозможно. Силы эти, на первый взгляд, кажутся пагубными, а на деле они учат, как найти свою стезю. Они укрепляют дух, закаляют волю, ибо в мире нашем есть одна великая истина, кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-либо сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле.
Копии были не только похожи, но были почти буквальны. Обнаружив такую удивительную способность у дочери, родители были озадачены. Я помню, как собравшимся в доме гостям предлагали посмотреть альбом для рисования, в котором рядом со школьными рисуночками елочек, грибочков, зайчиков торжественно восседали на тронах царицы в коронах, декольтированных платьях, с диковинными подушечками под ногами и удивительными породами собак. Эти картины вызывали неизменное восхищение, и когда в один из таких гостевых дней кто-то сказал: «Да у вас же настоящий художник растет», родители поразмыслили, навели справки и отвели меня в детскую художественную школу им. Репина, тогда первую на Украине. Получив замечания по поводу моих копий, посоветовали рисовать только с натуры. Экзамены сдала и в 1964 г. начала учиться на художника, не оставляя занятий в общеобразовательной школе. Репинская школа резко отличалась по духу хотя бы тем, что здесь никто не повышал голос на учеников, а некоторые преподаватели даже обращались к ученикам на «Вы». Классы, в которых стояли копии с греческих скульптур, гипсовые слепки и репродукции с картин великих мастеров, - все дышало эстетикой и напоминало атмосферу, вышедшую из иллюстраций старинных журналов «Нива». Здесь открывались азы техники рисунка и живописи, благодаря которым виденное в жизни можно изобразить похожим на бумаге карандашом или красками. Здесь началось приобщение к великой истории великого искусства. При окончании художественной школы раздумий по поводу того, что дальше, не было - поступила в Художественное училище на художественно-педагогический факультет. Специальные предметы вел Гноевой Николай Иванович, бывший контуженый фронтовик. Потому и слезами окрашена учеба у Николая Ивановича, но сейчас я с благодарностью вспоминаю об этой «муштре», которая не давала возможности расслабиться и научила по-настоящему требовательно относиться к себе как к простому мастеровому и к тому делу, которому посвящается жизнь. Обиды от ущемленного самолюбия забылись, осталось профессиональное отношение к работе, вдолбленное учителем и доведенное до автоматизма. Эта школа, полученная в училище, позволяет двигаться в своем русле, шлифуя индивидуальный язык. Появилось умение изображать, не затрудняясь все, что виделось, постигались азы цветоведения и тона, давались все виды техники изобразительного искусства, углублялось и миропонимание. Этому способствовала жизнь на природе летом на каникулах. Вместе с родителем и братом я выезжала в деревню, где жили безвыездно до осени. Свежий воздух, река, пшеничные поля с голубыми васильками, полевые цветы, яблоневые сады, дальние походы на коровью ферму за молоком, сбор грибов, ягод, работа по сбору урожая яблок, черешни, клубники - вся та живность, которая суетилась на земле, в траве, цветах и листьях, грозы с проливными дождями и радугой, длинные мелодичные украинские песни, доносившиеся в тишине уходящего дня, которую пели доярки, возвращающиеся в село с летних пастбищ, запах молока, навоза, душистых трав, примятых босыми ногами, вкус меда, полыни, пыли в зной на дорогах, шум ветра в ушах, шелест листвы, сон на сене в арбе, откуда лежа можно было смотреть, не мигая на мерцающие звезды, путая их с летящими вверх искрами догорающего костра - все это бесценным скарбом улеглось в душе и сердце, и сейчас греет и подталкивает к творчеству. После училища поступила в Художественно-промышленный институт на факультет «Интерьер и оборудование», училась на вечернем отделении и работала в «Укрторгрекламкомбинате». Окончила с дипломом «художник декоративно-прикладного искусства». После окончания института перешла на работу в Худфонд, где и проработала много лет художником-проектантом, одновременно занимаясь станковой графикой и живописью.
Начало выставочной деятельности
Несколько раз выезжала на творческие дачи от СХ СССР, откуда привозила большое количество работ и делала выставки-отчеты. Тогда, в начале перестройки, когда главенствовал соцреализм, мои творческие опыты воспринимались художественной элитой с осторожностью - что-то в них было подспудное, что-то тревожило, не были они однозначными, сквозила некоторая загадка, а тайны соцреализму не нужны - должно быть все понятно - радостное настроение от того, что мы строим светлое будущее, о чем так и сказал тогдашний председатель СХ, занимавший на то время этот пост в течение 37 лет.
Но ни под кого, ни подо что подстраиваться я не хотела. Но на выставки мои картины принимали, выполнены они были профессионально.
Это в прошлом, а сейчас? За последнее десятилетие тридцать три персональных выставки. На одной из последних было выставлено больше семидесяти картин. Уже перейден юбилейный рубеж, который принято считать половиной жизни и который отделяет молодость от зрелости. Итог это то количество почитателей, благодарных зрителей, которые тысячами приходят в залы, где выставляются мои картины и с нетерпением, я знаю, ждут следующей встречи, и не важно, где эти залы находятся - в музеях ли, в галереях ли Харькова, в залах ли Юракадемии, Библиотеки Государственного университета или в районных центрах Харьковской области, это и Лозовая и Купянск, и Красноград, и Чугуев, и село Пархомовка - везде ждут мои картины. Ради этого стоит жить, творить на этой земле, зная, что здесь любят и ждут.
Ошо: «Истина не лежит на поверхности, если на этой почве, а не на какой-нибудь другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды, значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть Истина. Если эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-нибудь другая дает человеку ощущение душевной полноты, могущество которого он в себе не подозревал, значит, эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть для него истина».
Искусство
Из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона: «Искусство есть умение воспроизводить прекрасное».
И, может быть воспроизведением или воплощением идейного или воображаемого понятия с помощью материальных средств.
Памятники искусства можно рассматривать как своеобразное проявление человеческого духа. Вопрос о том, каким образом художественное творчество возникает в сознании людей, составляет предмет философии Искусства или эстетики».
Что осталось от величайшей цивилизации, которая возникла несколько тысяч лет назад в Северной Африке, от Египта - пирамиды. Что осталось от древней Греции - греческие скульптуры и Акрополь. Что осталось от древней Римской империи - Колизей. Что приходит на память, когда слышишь об эпохе Возрождения - Леонардо да Винчи. С какой памятью, с каким памятником будут ассоциировать наши потомки нашу эпоху, нашу страну - только через искусство приходит осознание эпохи, только искусство способно донести понимание уклада того общества, мораль того общества, в котором оно рождено.
О творчестве
Скромный свой творческий вклад пытаюсь сделать и я в Память о тысячелетней истории искусства. Нахожусь в поиске, пытаюсь понять свое место в этой Истории посредством размышлений и творческой работы, но время от времени возникает вопрос, кто я, почему я здесь, во что я верю в своей жизни? Люди, потратили тысячелетия в поиске ответов на эти вопросы. И в этих вопросах они всегда погружались во внутрь себя самих. Задумываясь о роли художника в современном мире, приходят мысленные сравнения с художниками ушедших веков. Современный мир урбанизирован и рационализирован.
Из проповеди Джузеппе Мацини: «Наши души извращены эгоистическими расчетами, заражены низменными страхами, мы стыдимся плакать, стыдимся довериться любви, которую сами же в тайне призываем. Земля сделалась немой, мрачной пустыней без любви и теплоты, форма без души, громадной фабрикой, где все низведено до механизма, и мы блуждаем по ней какими-то тенями людей с измельчавшими душевными силами, со страстями евнухов, полузадушенные с детства, живем без религии, подвига, жертвенности, умираем без Веры в неложные надежды, поэтому в нашем смехе, нашем плаче нет поэзии, и первый стал сокращением диафрагмы, а второй лишь сокращением желез».
Боль и опасения об исчезающей человечности запрограммированность, превращение человека в терминатора, компьютеризация отношений позволяют думать, что художник становится анахронизмом, когда существует компьютерная графика. Я считаю, что творить можно, питаясь от существующих источников, и от среды своего обитания и от тысячелетнего духовного наследия.
Есть еще один, о котором я скажу позже. Универсальный инструмент в руках художника - это кисть. Со времен Леонардо ничего еще совершенней не придумано, кисть - это продолжение кисти руки художника-человека. И как бьется пульс в руке, так он отразится на холсте посредством кисточки и краски. Булат Окуджава: «Каждый пишет, как он дышит, не пытаясь подражать».
А как приходят образы? Они образуются из всего, что я вижу.
«Смотрят все, а видят немногие» говорил мой учитель, сколько художников, столько и видений. «Подобное притягивает подобное» гласит один из законов Гермеса. Это не обходится без вмешательства «Провидения» или «Космической энергии» или, если угодно, Бога. Читаем в Евангелии у Фомы: «Иисус сказал: «Ответственность человека не за то, что входит в него, а за то, что выходит».
Часто спрашивают, откуда я беру сюжеты, как они приходят. Это все из жизни они могут быть не буквальны, но все это есть в жизни. Афиногор сказал: «Удивление красоте акт приобщения к космическому творцу».
Какая же основная тема моего творчества? Конкретной темой, прослеживающейся в картинах, - это «Природа и Человек». Тема обширная - в нее можно вместить все: и натюрморты, и портреты, и пейзажи, и сюжетные картины. Человек интересен как совершенство всех творений на земле. И, пожалуй, его жизнь под жизнью я подразумеваю его бытовое и духовное существование. И, чем больше я вхожу в эту вечную тему, чем больше я познаю, тем интересней становится мироощущение, поскольку с жизнью своих персонажей живу и совершенствуюсь сама. Нет ничего интересней, наблюдать изменения человека внутри самого себя и его к миру. Хочу видеть в этом красоту и донести людям. Потому что мы все родом из Рая.
Ошо: «Все и каждый - Божественен. Все и каждый присутствуют здесь, чтоб стать Богом. Это предназначение каждого. Бог больше в цветке, чем в статуе. Бог в каждом растении, в каждом рождении. Существование - это одно органическое целое. Самая маленькая травинка, самый маленький листик невзрачного деревца имеет такое же значение, как и самая большая звезда. Самое маленькое является в это же время и самым большим, потому что все едино».
Афиногор: «Прекрасен Мир - и величием небосвода и расположением звезд в наклонном круге Зодиака у севера со сферической формой. Но не ему, а его художнику следует поклоняться». «Произведения искусства обладают чувственно-воспринимаемой красотой, которую придает бесформенному природному материалу художник.
Рерих «Грани Агни-Йоги»: «Человек может притягивать сгустки космической материи «энергии информации» и облекать себя ею. Она семи состояний светимости притягивается волею и созвучию состояния сознания. Из нее можно творить что угодно. Бессознательно ею пользуются все, как пользуются одними и теми же красками художники. Гений создает бессмертное произведение, бездарность - мазню. Так и писатель, и поэт сочетают слова в прекрасной форме, а предатель в донос. Творец - человек постоянно творит либо руками, либо мыслью и чувством. Мысленное творчество предшествует материальному. Но в то время, как материальное творчество остается на Земле, мысленное сопровождает его в жизни надземной.
Хорошо, кто красотою творит. Внутренние мысленные нагромождения, которыми загромождает себя человек, бывают столь безобразны, что даже накладывают отпечаток на внешний облик. Служители красоты, служители безобразия рассеяны повсюду, каждый несет свой внутренний мир, отмеченный либо красотой, либо безобразием, благословляя ее излучением, все окружающее и отравляя его. Творец - человек. Продукты его творчества насыщают незримые сферы Светом и Тьмою в зависимости от того, кому и чему служит творец. Сами по себе краски художника нейтральны, но картина, вышедшая из-под кисти его, может уже нести на себе печать добра и зла. Так же, как одна и та же энергия толкает человека пожертвовать жизнью своею для другого или же наоборот - погубить человека ради спасения собственной жизни. Энергия нейтральна. Печать Света и Тьмы накладывает на нее сам Человек. Ответственность его, потому и велика за все, на что он налагает грех зла».
Если настроиться и жить в постоянном предвкушении чуда, то в один прекрасный момент возникает удивительный сюжет и просится на холст. Что такое глаза художника, я могу рассказать в связи с одним случаем, который произошел в одном закарпатском селе, куда ездила на этюды. Представьте картину - я сижу, пишу этюды. Перед глазами волшебство наступающей осени. Среди яркой зелени вдруг вспыхивают карминные листья осин, изумруд полонын, яркий желтый стронций топольков. Тихо, в низинах стелется синий туман, смешанный с дымом горящей ватры - и вдруг на дорожке появляется стайка детей, выбежавших из школы и сразу же направившихся ко мне. Через минуту они обступили меня со всех сторон и полностью закрыли собою пейзаж. Застыли, молча рассматривая меня спереди и мой этюд сзади. И тут до меня доносятся шепчущие возгласы, наперебой повторяющие: «Як гарно! Подивись, як гарно! Яка гарна картина!» Тут я говорю: «А ви подивіться туди - хіба там не гарно? Там ще гарніше!» И показываю им туда, где был чудесный пейзаж. Они разом повернулись и зачарованно умолкли, рассматривая прообраз моей картины.
A.A. Фет: « Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать ее начало
Что такое день и век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек.
То, что вечно, человечно».
В мире существует какой-то единый источник знаний, из которого независимо друг от друга черпают свои знания люди разных стран и разных поколений. С точки зрения вероятностного подхода существование такого источника знаний выглядит более правдивым, чем допущение о том, что люди разных стран и разных поколений независимо друг от друга одинаково и невероятно сложно фантазируют. Этим источником знаний является, видимо, Всеобщее информационное пространство: «Тот Свет». Об этом пишут Посвященные и утверждают религии. В процессе эволюционного увеличения духовного начала в человеке количество Посвященных, наверное, будет увеличиваться, и в будущем, возможно, все люди смогут пользоваться знаниями Всеобщего информационного пространства (ВИП). Логически также, что в процессе духовной эволюции должны появиться люди, которые могут лишь частично настраиваться на частоты ВИП и, в связи с этим, владеть лишь некоторыми знаниями, полученными оттуда. Так частично можно объяснить возникновение зрительных образов, когда источник назвать невозможно.
Об информации, приходящей в творческий процесс, уместно было бы привести выдержку из книги Семеновой «Внутренний свет»: «Время - это энергия событий. Течение времени несет энергию. Концентрация энергии потока времени, и ее преобразование в процессах жизнедеятельности, осуществляется в живых организмах, космических телах и в звездах. Признаком живого существа является способность принимать, генерировать и излучать время. Т.е. мы люди являемся генераторами времени, носителями эволюции для окружающих нас существ, участвующих в энергоинформационном обмене, в том числе и людей».
К.Э. Циолковский «Теория космических эр»: «Откуда же приходят на землю идеи, двигающие эволюцию? Время приносит их на Землю. И воспринимают эти идеи с открытой системой квантового тела, способные активно участвовать в энергоинформационном обмене».
О причинах, побуждающих человека к творчеству
В.Р. Турчин «Феномен науки»: «Человек, как чисто биологическое (в смысле социальное существо) - это лишь «возможность человека» в полном смысле слова, и не более. Если в действиях человека есть хоть какая-то логика, то это либо логика животных инстинктов, либо логика развития общества, быть может, завуалированная и не осознаваемая в качестве таковой. Поэтому, человек, выступающий как творец, все-таки подчиняется, хотя и не существу, а какому-то высшему закону эволюции Вселенной и можно сказать является материалом для его действий».
Евангелие от Фомы: «Иисус сказал: «То, что ты услышишь своим ухом, то проповедуй со своей кровли. Ибо никто не зажигает светильник и не ставит его под сосуд. И не ставит его в тайном месте, но он ставит его на подставку».
Так что все, кто приходит и уходит, могут видеть его свет о женщине и о женских образах.
Е.И. Рерих: «В тяжкие дни человеческого разъединения и деградации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос женщины, призывающий к воскресению огня. Во всех действиях жизни, испытавшей чашу страданий и унижений и закалившуюся великотерпением. Женщина - мать, жена, свидетельница мужского гения - может оценить все великие значения культуры мысли и знания. Пусть женщина сохранит всю красоту своего облика и не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения».
Много женских образов мне приходилось создавать. Я понимаю их и чувствую, как бы изнутри. Говорят, чтобы точно отобразить цветок, надо стать им, представить себя цветком, а, изображая женщину, мне этого не нужно делать. Я уже изнутри знаю, что это. Мне понятны и интересны женщины, работающие на земле, на природе и живущие в мегаполисе. Каждый человек на Земле, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, играет главную роль в истории мира и обычно даже не знает об этом. Что касается портретов, то каждый это целый мир. Портрет - это особый жанр, который несет в себе отпечаток временных изменений. В нем, как в зеркале, отражаются условия жизни, определяющие бытие человека и оправдывающие его жизнь на Земле. И через сюжетные картины, и через портреты и натюрморты - во всем идут поиски духовности.
Феллини: (кинорежиссер): «Независимость женщины - тема последующих лет. Женщине не следует добиваться эмансипации из подражания мужчине, она должна открывать в себе иную, свою собственную индивидуальность отличительную от действительности, в которой живет мужчина, но в то же время и дополняющую его. Это было бы шагом к более счастливой жизни человечества. Единственная верность - это верность самому себе, и своему предназначению при полнейшем уважении к индивидуальности других».
Иногда приходит ощущение сопричастности ко всему живому, ко всему, что живет, растет и дыщит на земле.
Владимер Старенко (Сахаджа-йог):
Представилось мне я планета Земля,
Летящая в Космосе капля живая.
Пульсируют реки, вздыхают поля.
И ритм их един, и задача благая.
Сквозь толщу эпох, через спешку веков
Несу на груди, как подарок бесценный.
Всю твердь и всю плоть, и узор облаков,
Весь мир, что живет по законам Вселенной.
В заботе своей я не вижу труда.
Мне радостно быть тем, чем я и являюсь,
И плавно скользить неизвестно куда.
Орбит материнским рукам доверяясь.
И та, кто питает любовью весь свет,
Чья сила желанья творца исполняет,
Сплела ожерелье из звезд и планет,
В нем искра земли голубая сияет».
Почти вековой вакуум в деле воспитания и просвещения человека в области духовности сделали свое дело. Мы верим в то, что можно потрогать руками. И мне художнику, стало крайне необходимым попытаться разобраться в столь далеких материальному миру вещах и так необходимых для творчества. Не зря я слышала с детства, как кто-то нет-нет да и скажет о художниках: «Не от мира сего». Духовность я ищу в образах женщин. К ним можно отнести и образ «Снегини», и «Матери Мира», в которых нашли воплощение мои представления о Всесозидающей и Всеоберегающей роли великого женского начала и привели меня к образу Богоматери (картина «Начало», 2001г.)
Э. Бок «Детство и юность Иисуса Христа»: Древние народы под многими образами почитали девственную Матерь Мира, в ней ощущали деятельное существо, которое, как мировая душа, есть макроскопическое соответствие микроскопической тайне души отдельного человека. По одной и той же причине душу мира считали не Богиней, а Богом, и женское человеческое существо являло и являет собой более чистый и ясный, чем мужское, образ души. В райские первобытные времена женское человеческое существо, еще не облаченное в плотную, земную телесность, было непосредственным, незамутненным и совершенным отображением девственно-материнской Мировой Души. Библейское сказание о сотворении Мира дает нам почувствовать тождественное Праобразу отображение в Еве до грехопадения. После нисхождения в плотную земную вещественность, земное женское существо могло быть уже изломанным, искаженным отражением вечно женственного. Но в юной Марии из Евангелия от Луки изначальная, девственная, материнская сущность, как бы снова была явлена на Землю в самом чистом и неискаженном человеческом образе. Как в мальчике Иисусе должно было воплотиться сбереженное в духовном мире райское существо Адама до грехопадения, так в его матери, как бы душа Евы до грехопадения. Во всей внешней неприметности человеческая душа представляется здесь, как всецело осененная и исполненная Мировой Душою, а через нее чистой световой сущностью Космоса, которую в древнем мире называли Исидою-Софией, а в христианском Святым Духом. И, если люди на Земле обошли вниманием это чудо, то уж существа высшего мира, конечно же, с благосклонностью и сияющей любовью обратили взоры на это детски-кроткое существо».
Желанием прикоснуться к великим учителям прошлого непосредственно, увидеть воочию творения старых мастеров, попытаться проанализировать их религиозность и верования, заложенные в библейские сюжеты, подталкивали меня на путешествия в страны, в которых жили, творили и проповедовали эти учителя. Это касается Италии, где я увидела великие творения Леонардо, Рафаэля, Тициана, Микеланджело в подлинниках. Пол плыл под ногами, когда я стояла перед картиной Леонардо «Благовещенье» в галерее Уффици во Флоренции, и это не от впечатления нет, красочной эту картину не назовешь, но через рисунок поз Марии и Ангела шла передача знания, постигнутого художником и переданного нам, зрителям, через знаковость пятен, линий, тонов, собранных в композицию и знакомых, узнаваемых нами форм - фигур, растений и пейзажа. А «Пьету» Микеланджело я увидела в соборе Св. Петра в Ватикане, в Риме за бронированным стеклом, за которое она была помещена после покушения на нее одним сумасшедшим.
И не мудрено было помутиться рассудку, глядя на эту скульптуру, ее создал Бог руками художника не иначе. Умом постичь эту тайну невозможно ее надо принять сердцем. Тогда приходит осознание родства и особой радости от этого.
К этому же можно отнести и паломническую поездку по Святым Местам в пять стран: Грецию, Израиль, Египет, Кипр, Турцию.
Л.Н. Толстой: «Человек без религии, т.е. без какого-либо отношения к миру, так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть сердце: но как без религии, так и без сердца человек не может существовать».
Э. Шюре: «На этих землях жили Великие Посвященные человечества. Они сияют, как звезды первой величины на духовном небосклоне. Имена их: Гермес, Моисей, Пифагор. Последним звеном в этой цепи является Иисус Христос. Эти философы утверждали, что истину нельзя установить без общего понятия о физической мере, но в то же время они сознавали, что истина пребывает, прежде всего, в нас самих, в началах нашего разума. Для них наша душа была единая божественная реальность и ключ, отмыкающий Вселенную. Сосредотачивая свою волю в своем собственном духовном центре, развивая свои скрытые способности, они приближались к тому великому очагу жизни, которого называли Богом: свет же, исходящий от Него, освещал их сознание, приводил их к самопознанию и помогал проникать во все живые существа. Для них то, что мы называем историческим и мировым прогрессом не что иное, как эволюция во времени и пространстве этой Центральной Причины и этого последнего конца. Это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы обществ. Они жили только для своих идей, всегда готовые на всякие испытания, готовые умереть за Истину. Это величайший и наиболее действительный из подвигов. Они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питает и живит нас». На этих землях жил и творил Христос.
Соловьев: «Я сознательно совершаю творческий акт осмысливания и преображения. Подлинная жизнь - есть Творчество. И это единственная жизнь, которую я люблю. Без творческого подъема нельзя было бы вынести царство мещанства, в которое погружен мир».