Д.А. Переверзев
Клуб «Краевед» при Харьковском Доме ученых организован в начале 1987г. Первое заседание его состоялось 24 января 1987г. Присутствовали: Смоленский В.В. (руководитель клуба), Гомозова В.Н., Переверзев Д.А., Шарый Ю.В., Бривко Т.И., Шун Д.С., Богаткина М.Б. и Ерофеева Н.Ю. Были рассмотрены и утверждены устав клуба и план его работы на 1987г. Его истоками были устный журнал и обсуждения выдающихся произведений литературы и искусства, проводимые библиотекой Дома ученых. Большой вклад в становление клуба внесли кандидат филологических наук Ф.М. Арие, зав. библиотекой Н.Ю. Ерофеева, библиотекарь В.Т. Калинина, путешественники-энтузиасты, супруги Волколуповы.
Первоначально клуб возглавлял краевед, кандидат технических наук В.В. Смоленский, руководивший им четыре года, вплоть до своей преждевременной кончины. Тематика клуба тогда была сугубо местной: история Харькова, его районов, отдельных зданий, а также районов области, жизнь и творчество выдающихся земляков. Заседания проводились лишь один раз в месяц.
В.В. Смоленский любил свой родной город и досконально знал его историю. Он был большим умельцем. Широко известны его воспроизведения Покровского и Благовещенского соборов, избы Сковороды, здания Госпрома, выполненные из спичек. Он организовал и возглавил группу добровольцев-энтузиастов для восстановления-реставрации Покровского собора и Пантелеймоновской церкви.


После В.В. Смоленского клуб некоторое время (около 2-х лет) возглавляла В.Н. Гомозова. При ней активно проявилась краеведческо-туристическая деятельность клуба, и, наряду с традиционной краеведческой тематикой, обсуждалась информация по экстрасенсорике, оккультизму и уфологии, что нашло определенное отражение и в последующей деятельности клуба.
С октября 1994г. и по настоящее время клубом руководит доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем машиностроения НАН Украины Д.А. Переверзев. Сейчас в составе клуба 25 человек. Среди них доктор технических наук и пять кандидатов технических, сельскохозяйственных и биологических наук – Н.А. Корж, А.Г. Кнабе, В.Ю. Сокович, Л.С. Сафонова, Т.И. Степанюк.
В настоящее время клуб расширил свою деятельность, разумея под Краеведением Родиноведение – знание Родины, корней нашего существования и развития, направлений исторического процесса ( с целью понять, куда мы идем) и пр. Поэтому сегодняшняя краеведческая тематика отражает научно-производственную жизнь Родины и родного края, их архитектуру и быт, географию, природу (флору и фауну), историю, которая все это объединяет и освещает. Клуб начал заниматься также мировоззренческими вопросами Планетоведения и Вселеноведения.
В таком аспекте за последние годы на еженедельных заседаниях клуба отмечены юбилеи многих выдающихся деятелей украинской государственности, науки и культуры, а также – стран ближнего и дальнего зарубежья (Б. Хмельницкого, В.Н. Каразина, Н.М. Карамзина. В.И. Костомарова, Т.Г. Шевченко, Л. Украинки, И. Франко, М.П. Старицкого, О. Олеся, И.Е. Репина, В.И. Вернадского, В.И. Сурикова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Фр. Шопена, Бетховена, В. Гюго, Леонардо да Винчи, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Даргомыжского, Алябьева, Варламова, М.И. Глинки, Т. Драйзера, Дж. Голсуорси, Вашингтона Ирвинга, П. Мериме, Андре Моруа, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, А. Фета, В.Я. Брюсова, А. Белого, М.Волошина, А. Грина и др.). Причем некоторые заседания проходили как концерты с участием известных харьковских певцов (В.Н. Коломенский; солисты консерватории, филармонии, оперного театра и др.).
Помимо этого расширение сферы деятельности клуба выразилось в докладах:
- в парке им. Горького на собрании общества «Русь», посвященном юбилею славянской письменности – 1997 (Переверзев Д.А.);
- на 8 Всеукраїнської наукової конференції «Історичне краєзнавство і культура (Наукові доповіді та повідомлення)». – Харків, 1997 (Переверзев Д.А.);
- на международной науч.-практич. Конф. «От Киевской Руси к цивилизации ХХ1 века». – Харьков, 1999 (Переверзев Д.А.);
- в школах г. Харькова (1-ой, 4-ой, 36-ой, 134-ой);
- в художественном лицее – Рутгайзер И.Д.;
- в 46-й гимназии – Гречаниченко Л.И.);
- при постановке музыкальных спектаклей (трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский» с увертюрой Глинки, в клубе писателей; о певице Оксане Петрусенко, в УКЦ – Вярвильский М.В.);
- в библиотеках им. Короленко, им. Белинского, им. Станиславского (Корж Н.А., Костенко Т.Н., Рутгайзер И.Д., Васильева М.С., Жогло Р.А., Гречаниченко Л.И.);
- в журналах и газетных публикациях (Переверзев Д.А., Корж Н.А., Степанюк Т.И., Рутгайзер И.Д., Васильева М.С.);
- на Харьковском телевидении (по экстрасенсорике – Кальнина Е.П., по лирико-краеведческой тематике – Степанюк Т.И.);
- посвященных юбилеям Великих битв ВОВ (оборона Одессы и Севастополя; Сталинградская битва; Орловско-Курская битва с освобождением Орла, Белгорода и Харькова – Переверзев Д.А. и др.);
- посвященных Харьковскому партизанскому подполью в годы ВОВ (Корж Н.А. и др.).
И, наконец, на базе клуба «Краевед» в 1997г. создан постоянно действующий при Доме ученых общегородской мировоззренческий семинар «Энергоинформационная и интеллектуально-духовная деятельность Вселенной и наше Мировоззрение» под руководством д.т.н. Переверзева Д.А. Итоги деятельности семинара за 15 лет его работы отражены в трех сборниках его трудов (2004, 2007 и 2012 годы). Их можно получить (снять) с сайта нашего семинара в Интернете www.seminar-kharkov.ua. 
Из наиболее активных членов клуба, сделавших немало интересных докладов и сообщений, нередко на уровне искусствоведов-профессионалов, необходимо отметить Васильеву М.С., Козак Л.А., Рутгайзер И.Д., Кальнину Е.П., Готфрид М.И., Романченко Е.С., Шилова В.П., Костенко Т.Н., Крупенину С.Я., Жогло Р.А., Гомозову В.Н., Переверзева Д.А., Вярвильского М.В., Павлоцкую Э.Г. (со слайдами), Коржа Н.А., Филоненко О.С., Мазурова В.Ф., Синельщикову А.Н., Токаря Ю.М., Гаркушу П.Н., Жарую В.Г., Колесниченко Л.П., Гречаниченко Л.И., Клафас Е.А., (объявившую себя экстрасенсом и контактером), Рожина А.М., Харченко А.Д., Карницкую И.В., Косеко Н.Н., Ведышеву Т.В., Прилуцкую Л.Я., Мякину А.П., Боброву О.И., Довбню А.А., Риссенберга Д.И., Калмыкову В.Б., Лесновскую Т.М.
Некоторые члены клуба внесли большой вклад в его работу иными средствами. Например, ныне покойная И.А. Беляева, активно участвовала в организации концертов, посвященных Бетховену, Листу, Алябьеву, Варламову, Шуберту и другим выдающимся представителям мира музыки, где активное участие принимал к.т.н. А.Г. Кнабе, певший (баритон) многие романсы и арии; С.Я Крупенина, наряду с докладами о выдающихся деятелях музыкальной культуры, обеспечивала игрой на фортепьяно музыкальное сопровождение многих заседаний клуба; к.б.н., поэтесса Т.И. Степанюк регулярно читала свои задушевные стихи.
Особенно украсило и обогатило многие заседания клуба участие в них выдающейся солистки Харьковской филармонии А.Ф. Лесновской. Эти заседания проводились как заседания-концерты, посвященные знаменательным датам в истории Человечества и нашей Родины (2000-летию Рождества Христова и 2000-летию Христианства, 55-летию и 60-летию Великой Победы, 160-летию П.И. Чайковского, 100-летию И.О. Дунаевского, 200-летию А.С. Пушкина, 185-летию М.Ю. Лермонтова, памяти О. Олеся, 160-летию Н.В. Лысенко, 140-летию А.Н. Бекетова, 200-летию В. Гюго, 550-летию Леонардо да Винчи и др.). Здесь певица исполнила множество кантат, ораторий, арий, романсов и песен. Активное творческое общение с замечательной певицей продолжалось только 6 лет. К глубокому сожалению, она навсегда ушла от нас в августе 2005г., сыграв свой последний концерт в мае этого года, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Еще ранее, и позже, навсегда ушли от нас Смоленский В.В., Попова М.Г., Филоненко О.С., Кучин В.А., Мазуров В.Ф., Синельщикова А.Н., Токарь Ю.М., Виноградова Т.И., Гаркуша П.Н., Гержула Л.Б., Беляева И.А., Казак Л.А., Готфрид М.И., Рутгайзер И.Д., Романченко Е.С., Крупенина С.Я., Клафас Е.А., Корж Н.А., Холодцов Н.П., Рожин А.М.
Традиционной краеведческой тематике (преимущественно харьковской) клуб отводит около половины заседаний в году. Следует отметить те из них, что были посвящены 340-летию, 350-летию и 360-летию Харькова, а также – известным харьковским художникам М.П. Беркосу, Васильковскому и Н.С. Вербук. Члены клуба организовали экскурсии на донецкое городище и Лесотехническую академию (г. Харьков). Ознакомились с действующими соборами и церквами г. Харькова в связи с 2000-летием Христианства. Провели заседания, посвященные песенно-поэтической флоре нашей Родины и братьям нашим меньшим; размышлениям о Вселенной, ее законах, о формировании Мировоззрения и нашем предназначении, о судьбах великих поэтов. На одном из заседаний обсуждались проблемы, связанные с открытием харьковским ученым Н.Д. Колпаковым сверхсветовых энергоинформационных носителей, движущихся со скоростями, во много раз превышающими скорость света.
Вторая половина заседаний клуба обычно посвящается родиноведческой тематике (охватывающей страну рождения- обитания и влияющие сопредельные страны). На этих заседаниях в 1995г. Были совершены «туристические путешествия по следам героев «Слово о полку Игореве» (Новгород-Северский, Путивль, Чернигов, Киев, Курск, Донец и др.), посвященные 810-летию создания гениальной поэмы. Аналогичные «путешествия» были совершены в июле--сентябре 1997г. по «Золотому кольцу» городов России, приуроченные к 850-летию Москвы.
Путешествуя таким образом, члены клуба «посетили» также Запад(Львов, Черновцы, Хмельницкий, Ровно), Центр (Киев, Полтава, Черкассы, Житомир, Винница, Канев, Умань) и Юг (Крым – Севастополь, Симферополь, Керчь, Одесса) Украины. То есть, по сути дела «объехали» многие города современной Украины.
Непосредственно в Харькове члены клуба провели активное изучение районов и улиц города под девизом «Район, улица, дом, в которых я живу». «Объездили и обошли» практически все районы, в первую очередь Дзержинский, где начиналась история Харькова, Киевский, Московский, Коминтерновский, Фрунзенский и т.д. Докладчики обнаруживали, к своему удивлению, что в домах их привычного обитания нередко живут интересные и даже выдающиеся люди. Наиболее содержательными и познавательными были доклады Рутгайзер И.Д. (о Киевском р-не), Токаря Ю.М. (о Фрунзенском и Московском р-нах), Васильевой М.С. (о р-не Основы) и Коржа Н.А. (О р-не Н. Баварии).
Это далеко не полный тематический перечень заседаний клуба «Краевед», проведенных за все годы его познавательно-мировоззренческой, культурно-просветительной и духовно-нравственной деятельности. Ведь за 25 лет его работы сделано свыше 1000 докладов. В таком же аспекте предполагается проводить тематические заседания клуба и в последующие годы. Проводились также заседания та тему «Кто есть кто?». О себе рассказали Переверзев и Гаркуша. 
К настоящему времени определились следующие новые направления работы клуба и его семинара:
1. О Вселенной, Галактике, Солнечной системе, Планете, стране, поселении (городе), районе, улице, доме, в которых мы живем.
2. О литературно-поэтической, музыкальной и театральной жизни мира, нашей страны, Харькова в прошлом и настоящем.
3. О научно-производственной, научно-образовательной, религиозно-философской и культурной жизни Украины и России в прошлом и настоящем, где Харьков является естественным связующим звеном.
4. О выдающихся харьковчанах в прошлом и настоящем.
Члены клуба искренне признательны дирекции Дома ученых (Матюхе Л.М.) и его библиотеке (Ерофеевой Н.Ю. и Жихарской О.А.) за большую поддержку в реализации деятельности клуба «Краевед».
Заседания клуба проходят каждое воскресенье в 14.00 (зимнее время) или в 15.00 (летнее время) по адресу: г. Харьков, ул.Совнаркомовская, 10, Дом ученых, станция метро им.академика А.Н. Бекетова.

Краеведческие доклады, освещенные в печати
и доложенные в других организациях

1. Переверзев Д.А.. Короленко и Харьков.- В кн.: 8 Всеукраїнська наукова конференція «Історичне краєзнавство і культура (Наукові доповіді та повідомлення)», ч. 2.-Київ-Харків, Рідний край, 1997- С.312-314.
2. Переверзев Д.А. Слободская Украина – ее прошлое, настоящее и туманное будущее. – Газета нац. Меньшинств Украины «Моя Родина». №5, 20 марта 1998 г.
3. Переверзев Д.А. Клуб «Краевед» Харьковского дома ученых. – Газета «Панорама», №5, 1998 г.
4. Переверзев Д.А. Некоторые размышления об истории и взаимодействии современных России, Украины и Белоруссии. – В кн.: «От Киевской Руси к цивилизации ХХ1 века. Материалы междунар. Науч.-практ. Конф. (20 апреля 1999г.)». – Харьков, 1999 – С. 17-24.

Работы Васильевой М.С.
Публикации под рубрикой «Культурна спадщина Слобожанщіни». – В сб. «Культура й мистецтво», изд. «Курсор»:
1. Парижанка из Диканьки. Художница М.К. Башкирцева, 2004г., вып.4.
2. И.П. Котляревский – корифей украинской литературы, 2005г., вып.5.
3. Евлалия Кадмина – комета дивной красоты, 2005, вып.4.
4. В.Л. Боровиковский – певец женщин в живописи, 2005, вып.3.
5. Кто вы, господин Шидловский? Или портреты заговорили. Мерчик, поместье Шидловских, 2005, вып.5.

Рукописные работы:
1. Пушкин в моей жизни, 2001.
2. От Пушкина до полтавских потомков Пушкина и Гоголя, 2004.
3. Н.В.Гоголь, известный и неизвестный, 2004.
4. Семья Раевских в жизни и творчестве А.С. Пушкина, 2006.
5. Человек построил храм Солнца. Об архитекторе Н.А. Львове (1751-1803), 2006.

Доклады в других организациях:

1. О художнице Башкирцевой М.К. Б-ка им. Короленко, 2003.
2. Пушкин в моей жизни. Б-ка им. Белинского, клуб «Собеседник», 2002.
3. Станция Основа – прошлое и настоящее. Б-ка им. Короленко, 2004.
4. Что в имени моем? О жизни Кондратюка Ю.В. Б-ка им. Короленко, 2007.
5. Музеи Полтавы. Б-ка им. Станиславского, 2002.
6. Мои встречи с М.Р. Капнист. Б-ка им. Станиславского,2002.

Работы Рутгайзер И.Д.

1. История одного Харьковского мемориала. Газета «Голос Украины» от 10 января 1996г.
2. Эстафета памяти (с 1971 по 1973 годы). «Голос Украины» от 10.01.1996.
3. Погасшая звезда Давида. Журнал «Истоки», №7, 2000г.
4. О времени и о себе. Газета «Гелуа», №89-90, 2005г.
5. О времени и о себе (полностью). Лит.- худ. Альманах «Истоки», №15, 2000г.

Доклады в школах и библиотеках Харькова:

1. Об истории школы, имевшей до войны №36. Серия бесед и докладов о работе школы с 1923 по 1941 годы – Школа №5 (до ВОВ школа №36), 15 марта 1994г.
2. Из истории просвещения. Б-ка им. Короленко, 1994г.
3. Некоторые страницы из истории Харькова. – Школа №134, в 7-х и 8-х классах, 25 сентября 1998г.
4. Харьков в названиях площадей, улиц, переулков. – Школа №4, 10 марта 1999г.
5. История одного мемориала. – Школы №1, №134 и №5, 25 октября и 26 ноября 2000г.
6. Инна Гофф (1928-1991). – Б-ка им. Белинского, клуб «Собеседник», 14 октября 1997г.

Некоторые показательные результаты
деятельности Клуба.

1. Выдержки (обобщения) из докладов на заседаниях клуба «Краевед», посвященных 810, 815, 820 и 825-летию древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова».
Древне-русский памятник литературы «Слово о полку Игореве...» является выдающимся достижением не только общерусской (российской, украинской и белорусской) но, пожалуй, и общемировой культуры. По количеству публикаций о нем он, наверное, уступает только Библии. Но, если Библия на 1500стр. освещает жизнь, культуру и события значительной части человечества за период свыше одного тысячелетия до нашей эры, то в «Слове...» приблизительно на 10 (не больше) стр. (формата1/2 А4) описан военный поход дружины в несколько тысяч человек в Половецкую степь, возглавляемой Новгород-Северским князем Игорем и его союзниками, в течение всего лишь одного месяца (мая) 1185г.
События развиваются стремительно. Грозное предсказание (солнечное затмение 1 мая 1185г.) о гибельности похода не останавливает князя Игоря Изнурительная погоня за половцами через непроходимые дебри дикой степи (травы скрывают всадников, колючий кустарник, чертополох и пр.), в поэме сказано, что половцы бежали нехоженными тропами, наконец, битва в месте, навязанном половцами, в долине р. Каялы. И, как следствие, поражение обессиленного изнурительными переходами войска Игоря, гибель многих, ранение и пленение самого Игоря, его сына Владимира, брата Всеволода и других русских военоначальников.
Кратко описываются страстные переживания великого князя киевского Святослава и жены Игоря, Ярославны, по поводу гибели его войска и пленения Игоря. Далее осуществляется успешный побег Игоря из половецкого плена и появление его в Киеве. Он едет по Боричеву спуску (современный Андреевский) к церкви (христианскому храму) Богородицы Пирогощей. Церковь была разрушена в 1930-ые годы. Построили ее в 1130-1133гг., то есть, существовала она не менее 800 лет. Сейчас там зеленый сквер с открытым треугольником ее бывшего фундамента (сам видел). Все украинские власти обещают восстановить церковь, но пока никаких сдвигов нет.
Такова краткая хроника этих, может быть, далеко не самых выдающихся событий в русской истории. И тем более поразительно влияние этой небольшой поэмы на последующее развитие русской культуры. Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.
По словам академика Д. Лихачева, красотой «Слова...» были покорены людя безукоризненного литературного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели.
Сила любви к Родине, к Русской земле, покоряет читателей «Слова...». Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке. Это определило выбор автором художественных средств в «Слове...», близких народному творчеству, к преимущественному использованию фольклорных образов. Поэма по сути своей является языческой. Полагают, что известные нам заключительные строки «Слова...», начиная с поездки Игоря к церкви Богородицы Пирогощей, дописаны позднее христианскими переписчиками.
Загадочно само появление поэмы. «Слово...» дошло до нас в единственном списке 16 века. Его нашел в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря (г. Ярославль) обер-прокурор святого Синода А.И. Мусин-Пушкин (1744-1817) в конце 18 века (приблизительно 1796г.) и издал его копию в 1805г. (по другим сведениям в 1800г.). Оригинал сгорел во время московского пожара 1812г. Так и осталось неизвестным, откуда и как он оказался в одном из монастырей г. Ярославля. 
Немало и других загадок в «Слове...». Среди них следует отметить:
1. «Слово...» - достоверность или мистификация?
2. Время создания «Слова...».
3. Кто автор «Слова...»?
4. Кого надо понимать под сказочной птицей «Див»?
5. Место завершающей битвы с половцами?
В «Слове...» дано поэтическое отражение похода князя Игоря на половцев, детально описанное в Ипатьевской (13в.) и Лаврентьевской (1377г.) летописях. Но некоторые из исследователей предполагают, что оно создано не по горячим следам событий (в конце 12в.), а в более позднее время (середина 18в.) и является подделкой (мистификацией) под древний литературный язык, на котором написано «Слово...».
Фактически одновременно со «Словом...» в странах Западной Европы были созданы свои литературные памятники раннего средневековья. Среди них: «Песня о моем Сиде» (12в.), о Сиде-Компрадоре, испанском рыцаре (настоящее имя Родригес Диас де Бивар), прославившемся подвигами в реконстите, освободительной борьбе испанского народа против мавров (арабов).
«Песня о нибелунгах», немецкий героический эпос, возник приблизительно в 12в., опубликован в 1757г., отражает уничтожение гуннами государства бургундцев («нибелунгов») в 436г. с его придворным и рыцарским бытом эпохи раннего феодализма. К сюжету «Песни о нибелунгах» (подвиги и смерть Зигфрида, месть его жены Кримгильды и пр.) обращались Ф. Хеббель, Г. Ибсен , Р. Вагнер (цикл музыкальных драм «Кольцо нибелунгов») и др.
«Песнь о Роланде», франкском маркграфе Карла Великого: Роланд погиб в 778г. в битве с басками в ущелье Ронсеваль. Известен окфородский список от 1170г. (тоже 12в.).
«Тристан и Изольда», французский рыцарский роман о трагической любви рыцаря Тристана к жене корнуэльского короля, Изольде, и кофликте между чувством и долгом. Известен с 12в. в многочисленных вариантах на основных западно-европейских языках. Среди них есть версия Георга Лермонта, предка М.Ю. Лермонтова.
Поэзия Оссиана, легендарного воина и барда кельтов, жившего по преданию в 3в. Некоторые из его сказаний записаны не позднее 12в. Известна литературная мистификация шотландского писателя Джона Макферсона (1736-1796), приписавшего себе честь «открытия» поэзии Оссиана. Свои обработки кельтских преданий и легенд он выдал за подлинные. Средневековый колорит и сентиментально меланхолический тон определили роль его сборника «Сочинения Оссиана, сына Фингала» (1765г.) как классическоо образца литературы предромантизма.
Литературной мистификации Дж. Макферсона поверил А.С. Пушкин. Он поверил также мистификации Проспера Мериме «Гузла» и на основе ее создал свои «Песни зпдных славян». Пушкин и сам был мистификатором, создав, например, свои «Повести Белкина».
Но А.С. Пушки был твердо убежден в подлинности «Слова о полку Игореве» и, как показали современные исследования, был совершенно прав. Это показала «Задонщина» (о Куликовой битве) рязанца Софрония, опубликованная через 200 лет после «Слова...». В ней, в более слабом исполнении, повторены сюжет и дествующие лица «Слова...», но только все силы природы, в том числе загадочная птица Див, действуют против татар Мамая.
Барды, менестрели и трубадуры на различных средневековых зрелищах и сборищах исполняли различные версии вышеперечисленных песен и поэм, иногда существенно отличающихся от исходного варианта. Таким образом производилось своеобразное осовременивание исходных древних текстов. 
Надо полагать, не избежало этого и «Слово...». До нас дошел единственный ярославский список 16в. А до этого, за 4 столетия, сколько изменений внесли в него различные переписчики? Текст последнего списка был слитным, не было знаков припинания, не выделялись отдельные слова и даже предложения.
После рубликации списка 16в. в 1800г., слависты, лексикологи, лингвисты за 210 лет много труда затратили, чтобы довести текст «Слова...» до современного «читабельного» состояния. Известны переводы на современный русский язык Жуковского, Майкова, Н. Заболоцкого, среди них литературное переложение Пыжа (Гончарова). И тем не менее, они пришли к выводу, что «Слово...» было создано не позднее конца 12в. и что автором его был весьма образованным человеком своего времени. По этой причине версия о том, что это мог быть сам князь Игорь, отпала.
Исследователи поледнх лет приходят к выводу, что автором «Слова...» был летописец при дворе Великого князя Киевского Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря), его влиятельный приближенный, Петр Бориславович, с псевдонимом «Киевлянин».
«Слово...», как и былины старины, смогло сохраниться только в монастырях княжеств Древней Руси, наименее подверженных разрушительным иноземным воздействиям (владения Великого Новгорода, княжества Северо-Восточной Руси, в одно из которых входил и г.Ярославль со своим Свято-Ярославским монастырем).
Место битвы зависело от того, насколько могли продвинуться дружины Игоря по дикому половецкому полю, вернее от того, насколько половцы позволяли им продвинуться. И здесь среди исследователей «Слова...» нет единогласия.
Один з них, Кудряшов К.В., составил на основе различнх источников, следующий календарь похода Игоря: 
23 апреля 1185г. – выступление Игоря из Новгород-Северска.
1 мая – затмение. Переход через Донец.
2 и 3 мая (четверг и пятница) – Игорь ожидает брата Всеволода.
4 мая – соединившись, Игорь и Всеволод двинулись к Сальнице (современный Славянск).
9 мая – Сальница. Ночной переход от Сальницы к Сюурлию.
10 мая (пятница) – Сюурлий. Первый бой, взятие веж, преследование половцев. Ночлег в степи.
11 мая (суббота) – днем и затем ночью русские с боем пробиваются к Донцу.
12 мая (воскресенье) – поражение Игоря на р.Каяле.
Здесь р.Тор, впадающая в Сев. Донец, и, следовательно, она и было названа р.Каялой. Расстояние от Новгород-Северского до р.Каялы приблизительно 520км. Следовательно, дружинники, а среди них были и пешие, по дикой степи должны были продвигаться со скоростью не менее 26км в день, что практически было невозможно.
По варианту, рассмотренному Кольцовым И.А., Игорь со своими пешими воинами дошли до притока Дона р.Чир (Каялы), пройдя за 20 дней расстояние около 720км. Здесь средняя скорость передвижения его отрядов должна достигать свыше 36км в день, т.е. около 5км/ч, что при движении пешехода сквозь заросли дикой степи, тоже вряд ли достижимо, если учесть, к тому же, что они были отягощены доспехами и оружием. Оба варианта взяты мною из Интернета.
И, несомненно, что место для решающей битвы было выбрано (навязано) половцами. По-моему мнению, это могла быть долина речки Калки (Каялы), где через 38 лет, 31 мая 1223г., состоялась битва объединенных русско-половецких сил против передовых отрядов татаро-монголов Чингиз-хана, возглавляемых Субудай-богатуром и Джебе, будущих главных полководцев хана Батыя. Тогда русские и половцы потерпели страшное поражение. Поражает схожесть названий: Калка – Каяла.
В настоящее время р.Калка имеет наименование Кальчик. Это приток р. Кальмиус, протекающей через Донецкую область и впадающей в Азовское море возле г.Мариуполя. Для трагических исторических событий, разделенных четырмя десятилетиями лет, это был выбор одной и той же площади, удобной для битвы. Путь, по которому двигалось войско Игоря, и место его побоища и плена остаются пока без точного определения. Степные пути и шляхи передвинулись и уже к 17в., переменили свои названия, а реки или переименовались или высохли.
Теперь хочу высказаться о птице Див. Возможно, это громадный филин (или сова). Их крики (уханье) раздаются (слышатся) на далекие расстояния как зловещие предсказания. Они поистине смотрят как будто «дивятся» своими громадными глазами. Возможно, отсюда и название: «птица Див».
В целом «Слово...» являет собой художественное, эмоционально-образное, страстно-лирическое отражение жизнедеятельности человечества в одну из самых трагическо-драматических эпох его существования, в эпоху феодальной раздробленности Руси и Западной Европы в конце 12в. Это страстный призыв к объединению князей для отражения разрушительных набегов воинственных кочевых народов (так надо понимать высказывание К. Маркса).
В этом отношении «Слово...» стоит намного выше литературных памятников Западной Европы того времени. Оно имеет гениальное музыкальное воплощение: оперу А.П. Бородина «Князь Игорь». В этой связи вспоминаю один из моментов своей жизни. Вот я стою в середине 80-х годов 20в. перед могилой Бородина в Александро-Невской лавре (г.Ленинград). На памятнике витиеватым славянским слогом написано, что это А.П. Бородин. Стоящий рядом иностранец (наверное, немец) спрашивает: «Name Name?». Отвечаю: «Бородин, Князь Игорь!». Иностранец с воодушевлением восклицает: «O, ya, ya!». Убеждаюсь, что Бородин и князь Игорь всемирно известны.

По следам героев поэмы «Слово о полку Игореве». Города. Летописи.

По следам героев «Слова…» было совершено несколько «экскурсий», не выходя из комнаты заседаний клуба. Предварительно подготовленный член клуба рассказывал о порученном ему городе (или местности), упомянутым в «Слове…».
Так члены клуба «посетили» города и местности «Слова…», ознакомились с летописями, где более или менее освещался поход князя Игоря на половцев.
Кратко об Игоре: Игорь Святославович (1150-1202), князь Новгород-Северский (1178), князь Черниговский (1199).

Города и местности «Слова…»; летописи:

1. Новгород-Северский, город в Черниговской обл. на р. Десне, известен с 1044г., в 14в. – в Литве и Польше, с 1667г. – в России. Имеет Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 11в.
2. Шарукань, центр объединения половецких племен, разрушен в 1111г. Владимиром Мономахом, точное местонахождение неизвестно.
3.Чернигов, город-порт на р. Десне, 252т.ж. (1981), известен с 9в. С 1362г. – в составе Литвы и Польши, с 1654г. – в составе России. Соборы: Спасо-Преображенский (11в.), Борисоглебский (12в.) и др.
4. Путивль, город в Сумской обл. на р. Сейм, известен с 1146г.
5. Трубчевск, город в Брянской обл. на р. Десна, известен с 12в.
6. Курск, город на р. Сейм, около 400т.ж. (1981), известен с 1032г. как крепость Киевской Руси, в 14в. захвачен Литвой, с 1508г. – в составе России.
7. Киев, город на р. Днепр; 2,5млн .ж. (1981) основан в 5в. В летописях известен с 860г., в 1240г. разрушен татарами. С 1362г. – в составе Литвы и Польши, с 1654г. – в составе России.
8. Донец, древний город Киевской Руси, известен с 9в., остатки его городища на берегу речки Уды, недалеко от Харькова.
9. Река Каяла, предположительно находилась в Донецкой обл.
10. Северский Донец, полноводная река, протекает по восточным областям Украины, впадает в р. Дон.
11. Дон, полноводная река, протекает по территории России, впадает в Таганрогский залив Азовского моря.
12. Калка (ныне Кальчик, возможная Каяла «Слова...»), река, приток р. Кальмиус, протекающей через Донецкую обл. и впадающей в Азовское море. Здесь 31 мая 1223г. состоялось первое сражение русско-половецких войск с передовыми отрядами татаро - монголов Чингиз-хана.
13. Ипатьевская летопись, свод нач. 15в., восходит к южно-русскому летописному своду конца 13в. Включает в себя Повесть временных лет с продолжением до 1117г., Киевский свод конца 12в. Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.
Ипатьевский монастырь (Троицкий), мужской, в г.Костроме, основан около 1330г. Кострома, около 270т.ж. (1981), город и порт на р.Волга, основан в 12в.
14. Лаврентьевская летопись, написана монахом Лаврентием и др. писцами в 1377г. В основе – владимирский свод 1305г. Начинается «Повестью временных лет « (древнейший список).

2. Выдержки из доклада на заседании клуба, посвященном 
памяти П.Н. Гаркуши (1930-2004)

С Павлом Николаевичем Гаркушей я был знаком и активно общался около 4-х лет в клубе «Краевед» и во время заседаний общегородского мировоззренческого семинара «Энергоинформационная и интелектуально-духовная деятельность Вселенной и наше Мировоззрение» при Харьковском доме ученых, которыми я руковожу уже много лет.
Знакомство состоялось в начале 2000-го года, когда я попросил его организовать и провести экскурсию нашего клуба в музей природы Харьковского университета, расположенного на ул. Тринклера. Павел Николаевич был уже известным краеведом, хорошо знал этот музей и все были довольны проведенной экскурсией.
С этого момента началось его постоянное участие в еженедельных (воскресных) заседаниях нашего клуба и ежемесячных заседаниях нашего семинара. Из его выступлений наиболее запомнилось: доклад на тему «Район Харькова, улица, дом, в которых я живу»; доклад, посвященный 110-летию В.В. Маяковского (2003г.), фанатом которого он оказался и поэтому рассказывал о нем с особым подъемом и воодушевлением; на семинаре он сделал доклад о проблемах прочности машиностроительных конструкций при создании локомотивов, тракторов и танков на заводе им. Малышева, где он до выхода на пенсию руководил лабораторией прочности.
На этом заводе, крупнейшем машиностроительном предприятии Харькова и всей Украины (а в прошлом и всего Союза), по его инициативе был организован заводской музей. Думаю, что это был первый такой музей а, возможно, он остается пока и единственным на Украине.
Во время заседаний семинара он неоднократно поднимал вопросы о возникновении и значении научной терминологии (терминов) и, особенно, - при выявлении и формировании различных законов. При этом некоторые из них (в частности, закон теплопроводности) он называл принципами, т.е. ставил их рангом ниже.
Помимо основных ежемесячных заседаний семинара проводились дополнительные заседания его основного научного ядра на квартире Павла Николаевича, расположенной возле Сумского рынка. В них участвовал я, руководитель семинара, д.т.н. Переверзев Д.А.; д.т.н., профессор Зима И.И.; доктор философии, к.т.н. Жук Н.А.; к.т.н. Галаев Ю.М. и Гаркуша П.Н. Мы их называли «гаркушниками».
В конце концов, в значительной мере по инициативе П.Н. Гаркуши, был проведен международный семинар о законах и принципах в жизнедеятельности человечества, реализованный на базе коммерческого Института трансляции, транскрипции и репликации, которым руководил тогда Жук Н.А.
В 2003г., наряду с юбилеем В.В. Маяковского, отмечалось 150-летие В.Г. Короленко. Меня всегда интересовало, почему центральная библиотека Харькова носит имя Короленко и когда он бывал в Харькове, и почему на здании библиотеки нет мемориальной доски. На ней следовало бы написать, что библиотека носит имя великого правозащитника всех времен и народов.
П.Н. Гаркуша был знаком с директрисой библиотеки. Я попросил его поставить перед ней и решить этот вопрос. Он охотно согласился, был у нее на приеме, и она заявила, что Короленко никогда не был в Харькове и имя библиотеке было навязано советской властью в 1921г., после смерти Короленко, и что нет необходимости ставить еще и мемориальную доску. Надо было гордиться, что библиотека так названа и отметить в мемориальной доске – почему. Ведь, помимо прочего, через переписку с Христиной Алчевской Короленко влиял и на постановку образования и всю культурную жизнь Харькова.
А Короленко все-таки был в Харькове, приезжал на несколько дней для рентген-обследования и лечения. Он останавливался в доме №23 по Рымарской улице, расположенном напротив бывшего оперного театра. Вот на нем в 2003г. обществом Холокоста и «Дробицкого Яра» и была установлена мемориальная доска, отметившая это событие. Но, увы! Ни библиотека Короленко, ни власти Харькова, в целом, не имели к этому никакого отношения. И Павел Николаевич был уверен, что надо продолжать и использовать работу краеведов для преодоления равнодушия власть имущих к историческому наследию предков.
На заседаниях клуба «Краевед», посвященных теме «Кто есть кто?» П.Н. Гаркуша рассказал, как сложилась его судьба, осветив события основных жтапов своего жизненного пути (рождение, школа, институт – ХПИ, завод им. Малышева, областная организация краеведов при библотеке Короленко, Харьковский дом ученых и др.). Но при этом ничего не рассказал о своей личной жизни (семье, детях и пр.), которая зачастую определяет и направляет судьбу человека. У нас вообще как-то сложилось об этом умалчивать, особенно, если личная жизнь не удалась. О частной жизни Павла Николаевича я узнал только в конце общения с ним.
В процессе обсуждения различных докладов на мировоззренческом семинаре возник вопрос: «Могут ли видеть сны люди, слепые от рождения?». У людей с нормальным зрением сны формируются на основе впечатлений, зафиксированных в нашей памяти в виде озвученных телевидеокадров, накопленных через наши слух и зрение. Из этих кадром наша биокомпьютерная система во сне, уже при закрытых глазах, формирует различные сновидения, в том числе уточняющие прошлое (прожитые события) и прогнозирующие будщее математическими методами интерполяции и эстраполяции.
Слепорожденные не могут фиксировать и накапливать зрительные впечатления. И поэтому у большинства из них нет и сновидений. Но в глубинах памяти, в подсознании у них, как у всех людей должны быть зафиксированы озвученные телевидеокадры впечатлений предыдущих поколений. Только каналы доступа к ним в текущей жизни наглухо закрыты. И если какие-то жизненные потрясения открывают эти каналы, тогда во сне можно будет видеть события давно прошедших времен и формировать грядущие события.
Таким образом, в принципе, сны могут видеть и слепорожденные люди, когда каналы доступа к информации предыдущих поколений (зафиксированной в энергоинформационном поле Вселенной) будут открыты. Тогда, по сути дела, они становятся экстрасенсами. Так, экстрасенсами стали многие «ликвидаторы», воспринявшие большие дозы радиации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И эти потрясения привели к открытию у них каналов связи со Вселенским энергоинформационным полем и возможности получения через них всевозможной информации о прошлых и будущих событиях.
Не исключено, что у некоторых слепорожденных возникали потрясения и переживания, приводящие к открытию таких каналов, и они начинают видеть сны. Это было бы очередным весомым доказательством существования Вселенского энергоинформационного поля. Возможно, такие слепые люди есть. Но чтобы выявить их, надо провести громадную научно-исследовательскую работу в комбинатах для слепых, которые очень болезненно и нервно воспринимают все расспросы на эту тему.
Когда я поделился с Павлом Николаевичем своими вышеизложенными размышлениями, он воодушивился и заявил, что у него есть хорошие друзья и знакомые среди работающих в комбинатах для слепых и что он готов с их помощью заняться сбором необходимой информации.
К глубокому сожалению, жизнь П.Н. Гаркуши преждевременно, трагически оборвалась ранней весной 2004г. В тот день мы (я, И.И. Зима, Н.А. Жук и Ю.М. Галаев) пришли на очередной «гаркушник». Но на наши звонки дверь никто не открыл. Соседи нам сказали, что он, видимо, куда-то срочно выехал. И только на следующий день мы узнали, что когда, с участием милиции, открыли дверь и проникли в квартиру, поняли, что у него свыше 3-х суток работала неисправная газовая колонка, продуктами горения которой и не до конца сгорающим газом он смертельно отравился. Оказывается, он заранее замочил в ванной белье и занимался стиркой. Очевидно, в колонке сгорание газа было неполным, а дымоходы давно не чистились и были сильно засорены. 
В его похоронах участвовали все областные краеведы, состоящие при библиотеке Короленко, клуб «Краевед» и участники семинара Дома ученых, работники завода им. Малышева и ряда других организаций.
Хоронили его двое родных сыновей от разных жен и пасынок, сын третьей, рано умершей (от рака) жены, учитель одной из харьковских школ; пасынок был прописан в квартире Павла Николаевича. Старший сын, от первого брака, приехал из Германии; младший сын, от второго брака, приехал из Израиля. Так я узнал, что он был трижды женат. Но прочная семья у него так и не сложилась.
Сыновья и пасынок сумели организовать хорошие похороны, хотя и была заметна некоторая напряженность в их отношениях. На поминках все выступавшие отмечали, что Павел Николаевич был светлым, коммуникабельным человеком, которых с каждых с каждым годом все меньше остается среди нас, и желали ему счастья и всего наилучшего в другом мире.

30 июля 2013 года.

д.т.н. Переверзев Д.А.